ГКОУ ВСОШ №2 ГОРОДА ТОРЖКА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

страница директора школы Мельниковой Тамары Вадимовны

МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ





ТЕХНОЛОГИЯ  ЗАОЧНОГО  ОБУЧЕНИЯ
 выступление на областном семинаре директоров  школ при исправительных учреждениях Тверской области 30 июня 2011 г.  Мельниковой Т.В.
                                            

«Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его – мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря»
                                        Дени Дидро (фр. философ)

 В этих словах, сказанных в 18 веке, - целая программа для педагогического коллектива, работающего с осужденными. Вернуть человека в общество – вот в чем задача и сверх-задача учителя школы при исправительном учреждении.
      Школа при исправительном учреждении  имеет специ-фические особенности. Вот лишь некоторые параметры, которые следует помнить педагогу при обучении учащихся:
•    им от 18 до 30 лет;
•    подготовлены они к познавательной деятельности не одинаково;
•    у каждого возраста – свои психические особенности и разный перерыв в учебе;
•    отсутствие мотивации к учебе и др.
   Небольшой контингент (100 — 150 чело¬век), малая наполняемость учебных групп (при заочной форме обучения). Отсюда бла¬гоприятная возможность осуществлять инди¬видуальный подход и даже перейти к полной индивидуализации учебного процесса. Сама атмос-фера школы должна убеждать любого учащегося: ты способен одолеть основы наук и получить полноценное образование. Наши учащиеся склонны пропускать занятия — от¬сюда необходимость пересмотреть взгляд на урок как дидактическую единицу. Главным критерием становится не посещаемость, а вы¬полнение обязательного минимума, разло¬женного на «кусочки» (причем выполнение в строгой последовательности, т.е. алгоритми¬зация учебного процесса).

  Большинство ребят — слабоуспевающие не потому, что не любят учиться, а из-за неумения это делать. Отсюда необходи¬мость научить их учиться, т.е. придумать и со-здать такую систему заданий (оригинальных, не похожих на те, к которым ученики привык¬ли в дневной школе), чтобы в процессе вы¬полнения их в школе  приобретались навыки в учебной работе и вкус к учебе вооб¬ще.
К нам поступают и такие, кому нужна каче¬ственная под-готовка для поступления в СУЗы и ВУЗы. Отсюда необ-ходимость создавать и приме¬нять такие подходы, которые бы позволили за короткое время обеспечить высоко-качествен¬ную подготовку. Причем подготовка эта и ра¬бота со слабоуспевающими не должны ме¬шать друг другу.
  Алгоритмизация и полная индивидуали¬зация учебного процесса, дифференци¬ация его по уровням сложности и диф¬ференциация самих учащихся по срокам вы¬полнения обязательного минимума. Отсюда жизненная необходимость создать условия, которые бы позволили вовлечь всех учеников в работу и обеспечить каждого индивидуаль¬ным занятием. Сделать это немыс-лимо без об¬ширного фонда разнообразных дидактиче¬ских материалов на печатной основе (ДМПО).
В условиях заочной формы обучения наи¬более подходящей оказалась подача ма¬териала в форме лекций, даваемых не-пременно под запись. Диктовки лекций со¬провождались объяснениями, демонстрация¬ми и т.д.
Не все ученики успевали записывать лек¬цию, многие дела-ли это с ошибками, боль¬шинство записывали, не вникая в смысл, по¬скольку скорость восприятия не у всех одина¬кова.
    Учебные конспекты (УК) обязательны для учащихся,
Выполнение учебных конспектов  учащимися контролиру-ется и учитывается. На ученической рукописи делается надпись «зачтено», ставится подпись учителя.  В классном журнале выполнение фиксируется точкой. Разумеется, введение в учебный процесс УК вов¬се не означает, что вся учеба свелась к пере¬писыванию. Общение с учениками, разъясне¬ние тех или иных «непонятностей» сохраняет свое значение. Как и прежде, на групповых консультациях ведется работа с исторической  кар¬той, историческими документами, демонстрируются учебные фильмы, про-сматриваются слайды, прослушиваются фо¬нограммы и т.д.
     Но с применением УК сразу, же было достиг¬нуто такое состояние, при котором в процесс получения знаний (точнее, — учебного ин¬формационного массива) вовле-каются все ученики, в том числе и нерегулярно посеща-ющие занятия. Ибо работать с УК можно не только в школе, но и в свободное время. Учебник предназначен для чтения, УК - для переписывания. И это обстоятель¬ство воспринимается учениками как вполне естественное, УК дает канву материала зачет¬ного раздела — учебник содержит все осталь¬ные подробности. УК дает учащимся опреде¬ленный информационный массив, изложен¬ный в адаптированной форме, в то время как далеко не все воп-росы изложены в действу¬ющих учебниках достаточно хорошо.
    Контрольные упражнения (КУ) — это под¬борки воп-росов с указанием источника информации, где содержится материал, по¬зволяющий сформулировать ответы на по-ставленные вопросы. Источником информа¬ции может быть учебный конспект, учебник, историческая  карта, журналь-ная статья и т.д. Большинство КУ ориентированы на учеб-ники. Можно сказать, что это своеобразное руко¬водство по работе с учебником, обеспечива¬ющее и облегчающее самостоятельную работу учащихся. Подборки вопросов в КУ и их  последовательность акцентируют внимание уча-щихся на ключевых проблемах и помогают ус¬танавливать логические связи между ни¬ми.
     В зависимости от характера тех или иных образовательных задач КУ содержат раз¬ные типы вопросов. Одни из них требуют развернутых ответов на основе осмысления и обобщения определенного объема информа¬ции (такие КУ содержат небольшое число вопросов). Другие нацелены на подробную и тщательную проработку учебного текста (та-кие КУ содержат десятки  вопросов, требующих сверхкраткого однозначного от¬вета). При выполнении первого типа КУ ученик оформляет свою работу в виде сплош¬ного текста. При выполнении второго типа КУ — в виде таблицы из двух колонок, где в левой части располагается вопрос, в правой — ответ на него (каждый вопрос-ответ отделя¬ется горизонтальной линией от следующе¬го).
    КУ первого типа применяется в препо¬давании биологии и физики, второго — ис¬тории и географии. При необходимости роли могут перемениться.
     УК и частично КУ  относятся к пассив¬ным формам учебной работы. Они необхо¬димы (поскольку дают учащимся изложен¬ный в адаптированной форме и построен¬ный в системе учебный информационный массив), но совершенно недостаточны. Это, можно сказать, вспомогательный элемент, подводящий учеников к активным формам работы, которым отводится основное время на занятиях и которым уделяется самое главное внимание.
Программированные опросы (ПО) - тесты
 
     Носителями ПО являются распечатанные  карточки, содер¬жащие 5 (в редких случаях — 10) вопро¬сов с вариантами ответов на них (обычно 3 — 4), один из которых является верным, осталь¬ные — заведомо неверными, но сформулиро¬ванными таким образом, что непосвященно¬му могут показаться верными. Варианты отве¬тов обозначены буквами а), б), в) и т.д. Задача ученика состоит в выборе правильного вари¬анта ответа с последующей фиксацией своего выбора на специальном бланке. В том бланке предусмот¬рены все необходимые реквизиты: школа, Ф.И.О., класс, предмет, номер ПО, номер по¬пытки, дата, номера вопросов с пустыми ме¬стами для буквенных ответов, количество бал¬лов, подпись преподавателя. Обычно ПО, со¬стоящий из 5 программированных вопросов, выполняется учеником за 2 — 3 минуты. По¬сле этого бланк с выполненным заданием проверяется учителем по шифру в течение не¬скольких секунд. Буквы, соответствующие правильному выбору, обводятся в кружок, не¬правильному — зачеркиваются.

      Каждый ПО выполняется не менее трех раз по разным вариантам. Принимаются только положительные результаты: 3,4 или 5 правильных ответов из 5. Оценка за ПО выставляется на основе статистики, состоя¬щей из трех положительных результатов, по¬лученных непременно подряд. Если, напри¬мер, в ходе третьей попытки получен отрица¬тельный результат (0,1 или 2 правильных от¬вета из 5), то предыдущие результаты, пусть и положительные, «сгорают». Работу в этом случае необходимо повторить по новым вари¬антам до достижения трех положительных ре-зультатов, полученных непременно подряд. Бывает, что ученик в процессе такой работы переберет весь пакет из 12 разных вариантов карточек данного ПО и пойдет по второму кругу. Но бывает и так, что ученик, набрав три положительных результата, например, 3, 4, 3, что соответствует оценке «3», просит дать воз¬можность выполнить еще несколько попыток с целью получения оценки «4». Оценка «5» за ПО выставляется в случае достижения трех отличных результатов, полученных подряд и с первого же раза.

     По выполняемым функциям ПО можно разделить на 2 типа: 1) имеющие обуча¬ющий и развивающий характер; 2) вы¬полняющие чисто контрольные функции зна¬ний, умений и навыков.
Первый тип представлен сериями оп¬росов на одну и ту же тему, составленными по принципу нарастающей сложности, обра¬зующие функциональную систему.
Второй тип (проверочный характер) представлен отдельными опросами одинако¬вой сложности, не связанными системно между собой, посвященными разным темам. Целью их применения является именно про¬верка качества усвоения определенного ин¬формационного массива.
Ме¬тод ПО являются весьма эффективным сред¬ством активизации мыслительной деятельно¬сти учащихся. Однако наиболее сильной сто¬роной этого метода является даже не столько это, а нечто другое: метод ПО, с одной сторо¬ны, позволяет вовлечь в активную работу це¬лую группу учащихся, а с другой стороны, обеспечивает возможность сугубо индивиду¬ального общения учителя и ученика.

        Зачетное тестирование (ЗТ)
ЗТ — это крупные целостные работы, содержащие от нескольких десятков до нескольких сот вопросов и охватывающие материал всего зачетного раздела или подраздела. Это предполагает использование заданий на про¬верку владения фактами, знания правил и оп¬ределений, способности устанавливать при¬чинно-следственные связи, умения выстраи¬вать последовательность событий, процессов или приемов, способности видеть внедрен¬ную ошибку и анализировать ее характер. Проверить все перечисленное возможно, лишь собрав под одной обложкой задания разных типов: дополнения, исключения, напомина-ния, противопоставления, сличения, ранжирования и др.
После тестирования, если оно прошло ус¬пешно (на оценку «3» или выше), непре¬менно следует индивидуальное собесе¬дование по вопросам, требующим разверну¬того ответа. Для этого используется пакет с карточками, выбираемыми, как на экзамене. Чаще всего между тестированием и собесе¬дованием бывает недельный перерыв. Только после собеседования зачет считается сдан-ным. Зачетная оценка выводится с учетом оценок по результатам тестирования и собе¬седования (на зачетах по математике к этому перечню добавляется еще оценка, полученная за письменную практическую работу — обыч-ную контрольную работу с задачами, уравне¬ниями и т.д.)
    Такой подход будет способствовать повышению у учащихся интереса к учебе, снимет многие издерж¬ки в учебном процессе, позволит более точно выявить тяготение ученика к той или иной сфере послешкольного образования.